УЧИТЕСЬ ПОНИМАТЬ СВОЮ СОБАКУ.
Е.Сенашенко, Т.Филипова.     

  Любая собака, независимо от породы, должна быть воспитана. Так же, как нам не доставляет удовольствия человек, смачно плюющий под ноги себе и другим, так не доставит окружающим удовольствия собака, пры­гающая грязными лапами на хозяев и посторонних, ворующая куски со стола, кусающая прохожих, с громким лаем кидающаяся на них и т.п.
  Конечно, право каждого человека – самостоятельно выбирать себе раз­влечение, но оно никоим образом не должно нервировать окружающих и причинять им неудобства. Согласитесь, проводить жизнь в прислуживании собственной собачке, сумевшей стать хозяйкой семьи, малодостойное за­нятие.
  Воспитание собаки вовсе не ограничивается выполнением нескольких команд. Главная его цель – вырастить собаку удобную и беспроблемную в общении, в определенных рамках управляемой, иначе владелец не будет иметь покоя, а собака долгой жизни. Собственно, в широком смысле воспитание собаки и заключается в том, чтобы, во-первых, привить ей понятия «нельзя» и «можно», а во-вторых, добиться, чтобы она знала и помнила, что именно ей делать не следует, даже в моменты, когда хозяин ее не видит. Существует мнение, что собака понимает только команды и не способна к обобщениям. Его придерживаются обычно те, кто вообще не держал собак, изучал их только в лабораторных условиях, где собака не имеет возможности полностью реализовать свой потенциал, а также те, кто в силу своих личных качеств оказался не способным вступить со своей собакой в контакт, наладить с ней нормальные отношения. Ответом им может служить одно: ведь существуют и люди, не проявляющие большого ума, с асоциальным поведением, не идущие с другими на контакт и те, чьи поступки вполне укладываются в схему действия врожденных и приобретенных инстинктов. Собака – единственное домашнее животное, которое всегда готово выполнить желание владельца, хозяина. Ваш питомец будет охотно работать, не требуя другой награды, кроме ласкового слова или похвалы, тогда как другие животные дрессируются исключительно по принуждению или за лакомство. Воспитательный процесс всегда обоюдный. Помогайте собаке воспитывать вас, обратите внимание на свою выдержку, способность сохранять спокойствие, настойчивость в достижении цели, не перекладывайте на собаку свои неудачи и неурядицы.
  Щенок – существо особое, он быстро обучается и быстро забывает, он всегда игрив, легко утомляется, но не может, да и не должен долго оставаться неподвижным, а главное – это «сырая глина», из которой последовательным воспитанием вы вырастите умную и приятную собаку. Чтобы ваши взаимоотношения со щенком приносили радость обоим, а процесс воспитания принес плоды, станьте самым необходимым и любимым существом для щенка. Старайтесь больше времени бывать с ним, играйте и занимайтесь с ним каждую свободную минуту. Пусть ваш щенок увидит в вас источник не только пищи, но и любви, и ласки. Это произойдет не сразу, но когда ваша собака в присутствии других собак и людей предпочтет вас, считайте, что вы одержали первую большую победу. Помните, щенок – это личность, а не игрушка, воспитывайте его, а не муштруйте. Ни в коем случае щенка нельзя бить, имеется в виде избивать: может получиться трус и подхалим. У щенка в раннем возрасте исключительно сильно развит инстинкт следования и, попав от матери в ваш дом, он будет следовать за вами и ориентироваться на ваши действия. Будьте предельно внимательны, в буквальном смысле не спускайте с него глаз. Этим вы сможете вовремя скорректировать его поведение, оградить от неприятностей, подбодрить, вселить уверенность в собственные силы.
  Заниматься со щенком начинайте в квартире, по мере усвоения навыков переносите занятия на улицу. С командами щенка  надо знакомить в процессе игр, категорически не применяя силу. Занятия начинайте с момента появления щенка в вашем доме, ведь с двухмесячного возраста до года собака находится в стадии наибольшей восприимчивости. Но в 8-10 недельном возрасте маленький щенок очень легко устает, ему не хватает внимательности. Поэтому не усердствуйте. Старайтесь поначалу просто приучить щенка к себе, станьте для него вожаком. Мягко, но настойчиво объясняйте ему, что ваше слово – закон, а его дело – послушание. Общаясь со щенком, надо чувствовать границу и меру настойчивости и требовательности, через которые переступить нельзя, иначе у него может произойти нервный срыв и от планомерного обучения на время придется отказаться, а возможно, и вовсе начать с нуля, даже если ранее какой-либо прием был усвоен.
  Любому владельцу необходимо знать, что собака и особенно щенок, весьма восприимчивы и реагируют на хозяина «целиком», т.е. хозяин воздействует комплексно: голосом, запахом, мимикой и жестами, даже одеждой.
  Основным вашим инструментом воздействия на собаку должен стать голос. Буквально с первых дней пребывания она быстро поймет, что укоризненный тон или «разнос» связаны именно с ее неправильными действиями. Команды необходимо подавать ровным, спокойным голосом. Каждую из команд с различной интонацией, так как собака буквально не понимает смысла сказанного, а очень хорошо различает именно звучание команды и интонацию, с которой вы ее произносите. Будьте постоянны и собака не замедлит отреагировать на ваше требование. Помните об одном из неизменных правил дрессировки: требуемую команду произносите не более трех раз. Причем первый раз – подаете команду ровным, спокойным голосом (ведь слух у собаки неизмеримо более острый, чем у человека и, находясь рядом с хозяином, ваш пес слышит идеально каждый ваш вздох). Если после первой подачи команды собака ее не выполняет, вам следует повторить команду в угрожающей интонации (но не криком) и если собака вновь не подчинится, то подать команду в третий раз строгим тоном и обязательно добиться желаемого. Пусть  для этого вам придется применить хитрость или силу. После выполнения с таким трудом команды должен следовать короткий, но обязательно приятный для собаки перерыв и непременное поощрение лакомством..
   Занимайтесь по схеме: одно упражнение – перерыв на игру. На начальной стадии вполне достаточно 5-минутных занятий. Заканчивайте их положительными эмоциями, похвалой щенку. Поэтому не стоит разучивать новые или сложные команды в конце занятия – пусть сделает то, за что вы сможете его похвалить. Ежедневно повторяйте отработанные команды и добивайтесь немедленного их выполнения. Убедитесь, что пес их усвоил, тогда переходите к следующим.
   Не ленитесь лишний раз похвалить щенка в случае удачного  выполнения команды. Подав команду «хорошо» в ласковой интонации, погладьте собаку и дайте ей лакомство. Не скупитесь на ласку и открыто демонстрируйте щенку свою радость при его правильном поведении. Это тоже является большим поощрением для собаки, и не менее значимым, чем пищевое подкрепление. Услышав одобрение, юный шнауцер будет стараться еще больше. Не забывайте поощрять  лакомством сначала за каждый выполненный прием, затем реже, но при дрессировке лакомство должно быть у вас всегда с собой. Давайте его маленькими кусочками, чтобы щенок только ощутил его вкус, но не наедался. Ни в коем случае нельзя заставлять собаку работать после кормления – необходимо дать ей отдохнуть и переварить пищу. Также запомните: к моменту занятий собака должна быть здорова, выгуляна и не очень голодна. Если щенок не понял, что от него требует хозяин, не стоит сердиться на него, пес будет работать только хуже. Если собака выполняет команду медленно, недостаточно четко, вес равно похвалите ее,– в следующий раз она выполнит прием лучше. Когда собака ошибается, поправляйте ее сначала лаской, затем – по мере обучения – строгостью. Старайтесь не раздражаться, соберитесь, приободрите щенка, повторите команду настойчиво, твердым голосом. Однако имейте в виду: на собаку наиболее эффективно воздействует тон вашего голоса, а не его громкость. Щенок должен усвоить, что дрессировка – не игра, и команда должна быть выполнена, несмотря ни на какие отвлечения. В противном случае щенок решит, что выполнение команды необязательно.
И еще один немаловажный момент, который поможет вам понять психологию собаки. Когда-то предки нынешних домашних собак жили в стаях, где строго соблюдалась нерушимая иерархия. Вы, как воспитатель щенка, выполняете, по его понятию, роль вожака стаи. Но вожак стаи – это не только любовь, но и требовательность. Настойчиво, сохраняя спокойствие, добивайтесь выполнения команд при условии, что ваши требования разумны и учитывают возраст щенка. Если вам пришлось наказать собаку, не позволяйте ей удирать после наказания – с ее точки зрения, такая стычка закончилась в ее пользу, в крайнем случае – вничью. Заставьте ее подождать своего разрешения. Но не забывайте, что в дрессировке шнауцера ни в коем случае нельзя злоупотреблять наказанием. Пес должен уважать вас, а не бояться. Не идите на поводу у собаки – тем самым вы показываете, что готовы подчиниться, ставите себя рангом ниже. Все остальные члены вашей семьи, включая самого маленького ребенка, также стоят выше собаки в этой «табели о рангах». Это очень важно: подрастающий щенок не должен чувствовать себя сильнее кого-либо из домочадцев, он не имеет права покусать или ослушаться кого-либо из них.
  Несмотря на то, что собака много веков живет рядом с человеком и во многом приспособилась к нашему человеческому обществу, ее поведение по-прежнему подчиняется законам, царящим в волчьей стае, и разгадку ее «странного» на наш взгляд поведения надо искать в природе. Поясним это на нескольких примерах. Иногда можно услышать, как пес воет, оставшись один. Одна из функций этого звукового сигнала – призыв сородичей. Поэтому не стоит удивляться, когда, возвращаясь, домой, где был оставлен в пустой квартире малыш, не привыкший к одиночеству, вы услышите этот призыв-мольбу покинутого существа. Так что, если вам приходится уходить, оставляйте включенным радио или свет. Бесполезно ругать собаку за то, что она, укладываясь, предварительно крутиться и сбивает лапами подстилку. Привычка утаптывать место для отдыха свойственна всем диким родственникам собаки. Не считает себя виноватой и собака, вывалявшаяся, к вашему ужасу и негодованию, в тухлой рыбе, дохлой кошке или чем-то еще худшем. В природе все собаки проделывают это, во-первых, спасаясь от насекомых, а во-вторых потому что собака – хищник , а любой хищник , выходя на охоту, стремится отбить именно свой запах, пытаясь обмануть жертву, и кощунственно это только с человеческой точки зрения, а для собаки это естественный поведенческий инстинкт, живущий в ней с глубокой древности. Полностью отучить ее от этого практически невозможно, необходимо лишь внимательно следить за ней на прогулке и вовремя пресекать подобные попытки. А если уж вы зазевались – не драматизируйте ситуацию. Лучше вымыть своего шнауцера, чем сорвав на нем свою досаду испортить ему характер или потерять контакт с ним. (а мыть все равно придется!). таким образом, помня об этом «наследии предков», вы сможете совсем другими глазами посмотреть на многие поступки своего домашнего любимца, которые вас раздражали, и конфликтов между вами будет гораздо меньше.
  Помните также, что мир собаки – это мир запахов. Ей просто необходимо нюхать. Иногда можно увидеть, как хозяин наказывает пса за то, что он вынюхивает оставленную на снегу «собачью метку» или за то, что он обнюхивает встречную собаку. В таких случаях владелец с нескрываемой брезгливостью на улице увещевает собаку возгласом типа «Как тебе не стыдно!». Но пес, обнюхав кустик, где незадолго до того отметился его четвероногий собрат, получил информацию о том, кто, когда, с кем, в каком состоянии и с какими намерениями здесь был. Это частичка жизни собаки, ее внутренний мир. И мы должны относиться к этому, по крайней мере, с пониманием.
  Многое в поведении собаки зависит от возраста. Например, в возрасте примерно от трех до шести месяцев у щенков наступает так называемой период пассивно-оборонительной реакции. В это время они могут бояться незнакомых предметов, посторонних людей и т.п. не отчаивайтесь – это пройдет, как только щенок переступит определенный возрастной рубеж. Постарайтесь осторожно знакомить пса с испугавшим его предметов, дайте понюхать его и не допускайте ситуаций, способных закрепить проявление пассивно-оборонительных реакций. Нежелательно, например, чтобы щенка в этом возрасте покусала взрослая собака или ударил «веселый» сосед.
   Шнауцер – существо сложное и многогранное. Он умеет любить, ненавидеть, испытывать муки ревности, тосковать и радоваться. Самое главное – понять его внутренний мир, неповторимость и индивидуальность, не относиться к нему, как к бездумному автомату. Никогда не забывайте о его чувствах! Вы – вожак для четвероного друга. Чем лучше вы будете исполнять эту нелегкую обязанность, тем крепче будет контакт между вами, тем больше приятных минут вы проведете вместе со своим питомцем.